Сказочная страна

Фокин С.Н. Авторские стихи и сказки для детей

Главная » Файлы » СКАЗОЧНЫЕ ПОВЕСТИ » Сказочные повести для детей 5-13 лет

МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ, или ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КУКОЛЬНОМ ГОРОДКЕ
[ Скачать с сервера (5.02 Mb) ] 09.11.2012, 20:37
мыльный пузырь, волшебник, страшный лес, кукольный город, мастер, садовник, читать книжку, градоначальник, чудесный порошок, мудрый ворон, паук крестовик, зайчиха, трамвай, пожарная машина, писарь, хулиганы, охранники, помощники, строить школу, арестанты, заговорщики, пузырь лопнул, летательный аппарат, воздушный шар, мыловаренный завод, книга сказок, острый гвоздик, дети, пекарь, северные ворота, собирать землянику, трамвай
Фокин С.Н. - Авторские стихи и сказки для детей и взрослых
                  

                            МЫЛЬНЫЙ     ПУЗЫРЬ

                                        или
               
                      Приключения в Кукольном городке

                                 Повесть-сказка

                                        ГЛАВА 1

                         в  которой мы познакомимся с мастером

                                    Запонкой и его гвоздями


    Гвозди спокойно лежали в ящике под столом. Но если кто-то думает, что они не играют никакой роли в нашей истории, тот сильно ошибается. Потому что если уж не все, то, во всяком случае, один из них еще наделает немало шума…


    Стол находился в кладовой мастера Запонки.
    Никто в городе не мог сравниться с Запонкой в искусстве пришивания рук, оторванных при катании с горки, или ног, отвалившихся во время игры в догонялки. Почти каждый день в мастерскую приходили поломанные куклы и просили помощи. Запонка никому не отказывал. Он вытачивал, выпиливал, строгал и точил, иногда пропадая в мастерской с утра и до самого вечера.
    Все куклы любили мастера и частенько его хвалили, но Запонка только вздыхал. Вообще он почти всегда оставался грустным, и никто-никто не мог догадаться, почему.
    Когда нужно было построить дом, основную, самую сложную часть работы приходилось выполнять Запонке. И он усердно вколачивал свои гвозди, не доверяя мальчишкам; а им страсть как хотелось попробовать помахать молотком! Когда кто-нибудь в городке задумывал возвести красивую резную калитку, тоже брался за дело, не откладывая его в долгий ящик.
    Только ложась спать, мастер с сожалением смотрел на огромный книжный шкаф, который он сделал своими руками в далекой юности, а потом всю жизнь заполнял разными книжками; прочесть же хотя бы одну из них у  него постоянно не хватало времени.
     Потому и вздыхал Запонка, потому и  становилось печальным его лицо, когда осматривал он замечательные корешки с золотистыми буквами. А если уж случалось взять какую-нибудь книжку с полки, мастер торопливо выискивал в ней самую яркую картинку и с сожалением посматривал на часы.
    Ах, как быстро бежит время! Завтра  с самого утра нужно сделать столько всяких дел! Зайти к матушке Беженке и починить коляску, в которой возит она своих малышей - Чики и Брики; на городских часах погнулась от ветра картонная стрелка и, наверно стоило бы заменить ее металлической, вырезав из старых консервных банок; объяснить соседу Куралесику, как пользоваться  поливочной машиной, которую Запонка смастерил в еще прошлом месяце; и много-много разного…
    А как хотелось бы мастеру забыть однажды о неотложных делах, забраться на чердак уютного домика, чтобы никто не мог догадаться, где  он находится, и - читать! О чем угодно, потому что был Запонка так устроен, что все его интересовало. Он мог подолгу слушать остановившегося поболтать путника, который шел-то всего-навсего в деревеньку Занавесово. Сколько  тот увидит и узнает по дороге! "Счастливчик!” - вздыхал Запонка, провожая прохожего, и снова брался за свои дела.
    Или, бывало, услышит над головой птичью трель, оторвется на миг от работы, почешет затылок и задумается: о чем это поет птаха? Может, научиться птичьему языку и поговорить с ней?
    Вы скажете: вот беда! Если хочешь учиться - ходи в школу. Но дело в том, что в Кукольном городке, где жил Запонка, не было школы, и ее только-только собирались строить.  "Пригласим ученого человека, - мечтал Запонка, - пусть он детишек учит, да еще и взрослым что-нибудь рассказывает!”
    Эх, если бы жил такой человек поблизости, можно было бы от него набраться учености!
    Но наступало утро, и мастер, взяв в руки ящик с инструментами и гвоздями, шел по городу. Его ждала работа…





                                          ГЛАВА 2

                            в которой садовник Спаржик нашел

                                      непонятную книжку



    Если бы вы знали, какой замечательный сад прежде имелся возле дома Спаржика! А все дело в том, что Спаржик работал садовником и знал, как обращаться с цветами, кустами и деревьями. Если уж он сажал яблоню, то через несколько лет на ней вырастали такие плоды, что куклы поднимали их вчетвером. А пионы, розы и астры разного цвета круглый год красовались за его забором.
    Там, куда приглашали Спаржика поухаживать за растениями, все цвело на удивление.
    Впрочем, так было некоторое время назад. В последние же месяцы что-то изменилось. Если для чужих посадок времени еще хватало, то следить за своими садовник совсем перестал.
    Сорняки повылезали прямо на грядках и вскоре заполонили их. Розы едва отбивались  шипами, а другие цветы завяли и тихо плакали в тени.
    Причиной же всему была книжка. Нет-нет, не ОГРОМНАЯ - с замечательными цветными рисунками и большими буквами на страницах. Обычная - среднего размера, серая и невзрачная, заполненная какими-то непонятными чертежами. Но самое важное - то, что Спаржик никак не мог прочесть ни одного слова, сколько ни перелистывал ее взад и вперед. Дело в том, что это была ЕДИНСТВЕННАЯ книга садовника, а тот совершенно не умел читать.
    Обнаружил он ее случайно, когда разбирал старые вещи и подыскивал среди них что-нибудь полезное. Старые вещи всегда имеют одну замечательную особенность. В них до поры до времени нет необходимости. Однако пройдет несколько дней, можно снова осмотреть и - ах, вот этот ключик, пожалуй, подойдет к замочку, который вчера нашелся на улице! Или: я как раз искал такую штуковину  - какая удача!..
    Так вот, задумавшись о дальних странах, где, должно быть, растут удивительные деревья, Спаржик решил, что об этом, наверняка, пишут в книгах. А тут и подвернулась одна - пусть серая, пусть невзрачная, но зато с буковками!
    И садовнику захотелось узнать, о чем она. Он положил книжку перед собой на стол, открыл, всмотрелся, но ничего не понял. Тогда Спаржик перевернул ее, отчего все чертежи показались ему еще более хитроумными, внимательно изучил страницу за страницей, но не разобрал ни единого слова. Отчаявшись, попробовал даже укусить за корешок, думая, что тот испугается и расскажет все, что скрывает. Однако книга молчала.
    Куклу разобрала досада. Как же так? Если другие читают, почему он не может? Надо попросить соседскую девочку Чечолку научить его алфавиту!
    Набрал в саду земляники, смородины, крыжовника и пригласил Чечолку в гости. Та, недолго думая, все съела, но когда открыла книгу, то закричала:
-       Ой, что-то слова расплываются, дядя Спаржик! Какие-то они непонятные, ваши буковки!..
  Рассердился тогда садовник - первый раз в жизни! Пошел к Тампонкину - доктору и своему давнему приятелю. Показал книжку и говорит:
-         Прочитай мне то место, где про злаки разные пишут.
    Надел Тампонкин очки, приговаривая при этом:
-       Так-так, что тут у нас?.. Эге, - вдруг сказал он и покачал  головой: - Это не латинус… Нет, любезный друг, не могу я прочесть твою книгу.
-        Отчего же? - удивился садовник.
-       Написана она языком не нашим, не кукольным, да и на латынь тоже не похоже... Видно, очень ученая книга эта!
    После таких слов зауважал Спаржик свою находку и, во что бы то ни стало, решил узнать, о чем она. Приобрел он себе очки, как у Тампонкина, и целыми днями напролет всматривался сквозь них в непонятные буквы.
    Сад между тем зарастал, зато радовались сорняки, чувствуя полную свободу.                                      

                              
                                                    ГЛАВА  3

                 о том, как волшебник изменил своей

                                    привычке


    Если вы не знаете, где находится гора Караумба и чем она знаменита, то я сейчас расскажу.
    Попробуйте выйти из Кукольного городка в Северные ворота и двигаться все время прямо - через несколько часов очутитесь в темном и страшном лесу. Здесь когда-то водились ужасные дикие звери, которые могли разорвать на части любого путника. Но однажды появился некий волшебник, которому лес приглянулся. Ведь для волшебника очень важно, чтобы его не беспокоили по пустякам. А кто решится войти в дремучий лес без всякой нужды?
    Вот и поселился он в самой непроходимой чаще, а чтобы не беспокоили его дикие звери, перенес по воздуху из далеких стран огромную гору. Затем сделал в ней пещеру и вокруг поставил частокол. Получился очень уютный домик вместе с двором. Здесь же он выстроил сарай, где складывал разные колдовские инструменты - палочки, чаны, песочные часы и медные кольца.
    Звали волшебника Докус.
    Дикие звери вначале пытались перебраться через забор и полакомиться соседом. Но Докус сделал так, чтобы при появлении непрошенных гостей выстреливали сторожевые хлопушки и зажигались фейерверки. Это так напугало жителей леса, что они разбежались кто куда. Правда, вскоре зайчата, белочки и прочие безобидные зверьки вернулись назад: им-то ведь ничто не угрожало.
    С тех пор лес стал менее опасным, и в гости к Докусу заходили иногда даже жители Кукольного городка.
    Докус не был злым волшебником. Но он очень дорожил своим спокойствием и потому сильно сердился, если гости отрывали его от дел напрасно.
    Вы спросите, чем же он занимался?
    Я пока вам этого не скажу. Намекну лишь, что очень часто посылал Докус своего ученого ворона (ведь почти у каждого волшебника есть такой ворон) в лес, чтобы тот принес ему несколько сухих тонких веточек. Потом брал острый ножик и… Впрочем, что это я? Если добавлю еще хотя бы слово, вам все станет ясно.
    Расскажу лучше, с чего началась вся наша история.
    Однажды утром Докус изменил своей привычке вначале умываться, а потом уже браться за дело. Накануне он славно протрудился, выдумав сразу несколько заклинаний. И потому, встав пораньше, бросился в дальний угол пещеры, где находился у него рабочий стол.
-    Есть будете? - прокаркал ворон, который     поднялся вместе с солнцем и успел уже кое-что приготовить на завтрак.
-    Да-да, вот только проверю... - Волшебник так и не договорил, что он собирается проверять: на столе громыхнуло, пошел густой черный дым, и едва не разгорелся пожар. Подоспевший ворон вовремя вылил стоящее ведро воды в чашку с коптящей жидкостью.
-    Кажется, получилось! - воскликнул Докус и, совершенно счастливый, выбежал во двор.
    Если бы его кто-нибудь увидел в тот момент, наверняка не удержался бы от смеха: волшебник походил на трубочиста, выбравшегося из трубы. Лицо, руки и даже серый костюм его покрывал толстый слой сажи.
-    Ум-мойтесь! - каркнул ворон и залетел назад в пещеру, чтобы не обидеть хозяина невольной улыбкой.
    Докус пошел к умывальнику и взял в руки обмылок, находящийся здесь же в мыльнице...
    Вы спросите, почему я так подробно описываю, что делал волшебник в то утро. Немного попозже вам самим все станет ясно. Ведь именно в момент, когда обмылочек попал в воду, и завязались удивительные события, которые потом коснулись и самого Докуса, и мастера Запонки, и еще многих, кого вы не знаете и о ком прочитаете дальше.
    Итак, продолжу. Волшебник принялся намыливать руки и лицо, бормоча при этом:
-    Вот так заклинание!.. Разве же я думал?.. Какой шум!.. А запах!.. Давненько я не открывал ничего похожего...
    Он даже не догадывался, что новое заклинание натворит столько бед!
    Сразу скажу по секрету: дым, который повалил из чашки волшебника, и сажа, покрывшая его с головы до ног, были не простыми. Потому-то, едва мыло стало пениться на ладонях Докуса, произошло какое-то необыкновенное превращение. Пена чуть-чуть зашевелилась... Но Докус так увлекся своими мыслями, что ничего не замечал и принялся намыливать лицо. И вот тут-то свершилось настоящее чудо!
    То ли от дыхания волшебника, которое тоже оказалось немного волшебным, то ли по другой причине, на руках его стал раздуваться Мыльный Пузырь. Вначале он был маленьким, как все мыльные пузыри на свете (а вы, наверняка, знаете об этом!), потом принялся расти, а когда превратился в большущий и черный (не забывайте: ведь Докус смывал сажу) - волшебник вдруг чихнул.
    Тогда Пузырь оторвался от ладоней  - и полетел!
    Не успел Докус даже смыть пену с лица, чтобы та не щипала ему глаза, как услышал:
-    Ха-ха!.. Какой я замечательный!.. И умный!.. Ха-ха!..
-    Кто это говорит? - изумился волшебник, поднял голову от умывальника, огляделся - и сразу же закричал:
-    Ох!.. Бедные мои глазки!..
    Их так щипало, что пришлось срочно и старательно промывать в воде. А тем временем странный голосок продолжал ликовать:
-    Ха-ха!.. Посмотрите на меня!.. Ну не красавец ли?.. Какая огромная голова!.. В ней, наверняка, целая куча мозгов!.. Значит, я самый умный на свете!.. Полечу расскажу об этом!..
    И когда Докус наконец-то огляделся вокруг, рядом уже не оказалось никого, кто мог бы так говорить.
    Волшебник очень удивился, но потом снова вспомнил про удавшийся опыт - и поспешил в пещеру.



                                     ГЛАВА 4,

                    повествующая о том, как прошел

                        последний урок в Лесной школе



    Едва появившись на свет, Мыльный Пузырь перелетел через забор и увидел  узкую тропинку, уводящую в лес.
    «Эге! - подумал он. - Наверно, там кто-то живет!.. Надо рассказать им обо мне - пусть удивятся!» И он нырнул под еловые ветки, склонявшиеся над тропинкой.
    Совсем скоро впереди открылась небольшая полянка, на которой сидели с десяток зайчат и слушали учительницу-Зайчиху. Та сидела возле большого пня и длинной палочкой показывала на разложенные рядом грибы.
-    Вот, дети, что вам нужно запомнить. Итак, теперь вы знаете, какие виды грибов растут в нашем лесу.
-    Знаем! - хором ответили зайчата. - Съедобные и несъедобные!..
-    Правильно. А какой этот? - И она показала на гриб с ярко-красной в белую крапинку шляпкой.
-    Мухомор! - закричали  зайчата.
-    Можно  ли его есть?
-    Нет!
-    Фи, какие глупые! - произнес Мыльный Пузырь, поднявшись над поляной. - И кто вас только этому научил?!
-    Позвольте! - обиделась Зайчиха. - А вы кто будете такой? И откуда взялись?
-    Ха-ха!.. Вы еще меня не знаете? - Пузырь раздулся и гордо продолжил: - Я - Магистр Двенадцати Мыльниц, Первый Советник Пенного Короля, Кавалер ордена Умывальника, ученейший из Пузырей!.. Вам должно быть стыдно не слышать обо мне.
-     Простите, - смутилась Зайчиха. - Но я действительно впервые услышала ваше имя... Мне очень неприятно... то есть, я хотела сказать - приятно, что такой знаменитый ученый посетил наш скромный урок...
-    И что же я вижу? - возмущенно воскликнул самозванец. - В то время как весь мир бьется над великими загадками, пытается понять, где находится начало всех начал и конец всех концов, вы обучаете несмышленых детей каким-то мелочам и пустякам!
-    Но ведь им это очень нужно, - робко заметила Зайчиха, которую мало-помалу начали убеждать уверенные слова Мыльного Пузыря.
-    Для них гораздо важнее помнить, что настоящее знание лежит далеко отсюда - за семью замками и двенадцатью печатями. И только самые умные могут получить его, да и то им нужно для этого выполнить девяносто девять поручений Мудрейшего Кучеряги!
-    Мудрейшего Кучеряги!.. - как эхо отозвались зайчата. Открыв рты, они слушали незваного гостя.
-    А кто это? - Зайчиха готова была заплакать от досады. Как же, ведь теперь даже ей самой стало ясно, что она не годится в учителя: семь замков никогда не открывались перед нею, и не приходилось еще Зайчихе выполнять поручения великого Кучеряги.
-    Ха-ха!.. Вам неизвестно и про него? - захохотал Мыльный Пузырь, поднявшись выше над поляной. - Тогда слушайте меня, потому что я - его любимейший ученик!..
    На этом занятия в классе и кончились. Зайчата побежали по домам рассказать папам и мамам о знаменитом ученом, залетевшем в их лес по дороге из дальних стран в еще более дальние. А Зайчиха грустно попрыгала к своей подруге Бельчихе и там не выдержала и разрыдалась, описывая последний урок.
    С тех пор она никогда больше не приходила в лесную школу, и зайчата напрасно ее там ждали. А спустя несколько дней они сами перестали являться и вместо учебы целые дни напролет гуляли без присмотра и безобразничали.


                                        ГЛАВА  5

                            где Мыльный Пузырь ловко

                                   спасает свою жизнь



    А Мыльный Пузырь, довольный этой встречей, полетел прочь от поляны.
    Тропа вилась между деревьями не широкая и не узкая, а как раз такая, чтобы Пузырю было удобно избегать колючих еловых веток. Под деревьями пахло гнилыми листьями, и это ему нравилось.
-    Если бы мне позволили, везде рассадил бы плесень и развел сырость, - подумал он вслух, удивляясь своим умным мыслям.
    Вдруг, заметив впереди низко склонившуюся ветку, повернул вправо - и наткнулся на что-то упругое.
-    Ха-ха!..- по привычке сказал он и хотел уже отлететь назад, но преграда не пустила его.
-    Ого! - удивился тогда Пузырь. Если вперед нельзя, назад тоже, оставалось попробовать вверх или вниз. Он рванулся изо всех сил, но не сумел даже двинуться  с места, потому что вначале его ручки, а потом и маленькие ножки  прилипли к тоненьким прозрачным нитям, натянутым между ветками.
-     Эй, осторожнее! - крикнул Мыльный Пузырь угрожающе, хотя не понимал, что его держит.
-    Попалс-ся, голубч-чик!.. - прошипел рядом негромкий голос, и из-за широкого кленового листа вылезло ужасное чудовище с восемью мохнатыми ногами и большущим крестом на спине.
-    Кто ты? - спросил смело пленник, пытаясь рассмотреть хозяина ловушки.
-    Паук-крестовик, милейш-ший!.. А ты, я вижу, очень упитан!..
-    Конечно! Я самый упитанный из учеников великого Кучеряги. Мной гордились и другие учителя, но только у Кучеряги я стал таким круглым и умным...
-    Мне вовсе неинтересно, сколько у тебя ума, любезнейший, - усмехнулся Паук. - Хочу лиш-шь спросить: ты вкусный?.. Дело в том, что я сегодня уж-же позавтракал, а на обед припас замечательную мух-ху. Так что теперь у меня будет выбор.
-    Что ты хочешь сказать? - вдруг насторожился Пузырь.
-    То, что в полдень съем тебя или м-муху, - ответил Паук.
-    Ай! - закричал пленник испуганно. - Но я не сделал ничего плохого!
-    Никто не может сделать мне плохо, - самодовольно произнес хозяин паутины, прервав на время свою работу: он опутывал добычу новыми нитями. - Я прячусь под широкими листьями и выхожу оттуда только перекусить... Зато сам могу полакомиться и мухами, и бабочками, и даже комарами, если больше ничего не попадается...
    Пришлось Мыльному Пузырю поднапрячь свои мозги: ведь без хитрости и ловкости нельзя одолеть такого сильного врага.
-    Ты не должен меня есть, - заявил он и покосился глазами на Паука, который уже забрался ему на спину.
-    Почему? - удивился тот.
-    Потому что в нашей Академии мне присвоили звание Почетного Паучиного советника, а Мудрейший Кучеряга  - я уже говорил тебе о нем - признался, что не встречал еще учеников, так хорошо знающих паучью науку.
-    Гм...- Хозяин ловушки был сильно озадачен и целую минуту обдумывал услышанное; потом продолжил: - Советника, значит?.. Самого почетного?.. Гм... Паучиного?..
-    Вот именно! - обрадовался Пузырь. - Когда я сдавал экзамены, со всей округи сбежалось столько вашего брата, что Кучеряга не смог рассадить всех на одном дереве. Пришлось перебираться в другое место, где росло несколько молодых дубков...
-    Гм... Зачем же они пришли? - удивился Паук.
-    Понабраться ума-разума.
-    Какого же ума ты им дал?
-    Самого лучшего, не волнуйся!.. Я и тебе оставил немного. Не обижу!..
-    А где он у тебя? - поинтересовался Крестовик недоверчиво.
    Мыльный Пузырь с трудом освободил одну руку и постукал ею себя по лбу.
-    Тогда я съем тебя - и все дела! - обрадовался Паук, и пришлось объяснять ему, что так он никаких знаний не получит.
-    А как же тогда?
-    Освободи меня! Я научу тебя, как плести паутину.
-    Вот еще! Я и сам умею.
-    Ты делаешь это неправильно!
    Паук страшно удивился:
-    Почему?
-    Коллегия Паучиных наук давно запретила такие сети, - ответил Пузырь. - Если не веришь на слово - отправляйся через двадцать гор и семнадцать морей, и сам Паучиный Король тебе об этом скажет...
    Такому доказательству поверил бы любой. Быстро сбросив с пленника липучие веревочки, Паук уселся на березовый лист и попросил:
-    Хорош-шо. Тогда научи меня, как делать правильно.
    И Мыльный Пузырь, довольный своей находчивостью, принялся сочинять тысячу и один способ плетения, от которых у Крестовика голова пошла кругом.
-    Довольно... - наконец прохрипел он и пополз спать, потому что Пауки не могут долго бодрствовать после еды. А уже подходило время обеда!
    Весь вечер он был занят работой. Но, пытаясь вспомнить, о чем говорил Пузырь, перепутал и без того запутанные указания, и в результате у него получилась очень неудобная для ловли сеть.
    На другое утро он пытался поймать хоть какую-нибудь муху, но даже комары свободно пролетали сквозь его ловушку. Отчаявшись, Паук снова принялся вспоминать слова Пузыря...
    И так изо дня в день, пока от голода лапы не отказались служить ему. Он свалился на землю и больше уже не поднялся. Его засохшее тело осталось лежать возле тропинки, пугая молодых гусениц и муравьев...


                                   ГЛАВА 6

                        в которой мастеру Запонке

                             не хватило одного гвоздя



    Наконец-то строительство началось!
    Куклы понатаскали кирпичей, бревен, досок для потолков и много других материалов.
    Если кто-нибудь не знает, как строятся школы, то я расскажу.
    Вначале роется большущий котлован и из кирпичей делается фундамент. Там же сооружается несколько подвальных помещений - чуланов, в которых можно было хранить во время каникул учебники, складывать запасные парты и стулья. Потом все покрывается толстыми досками - и получается пол.
    За стены строители взялись лишь тогда, когда Запонка подогнал доски одна к другой, чтоб между ними не было щелей.
-    В нашей школе должно уместиться пять классных комнат,  - размышлял мастер вслух, прикидывая, хватит ли кирпича. - В первой пусть занимаются самые маленькие, во второй - те, что постарше, и так далее. Последняя, пятая, останется за нами, взрослыми.
-    Да-да, - соглашалась матушка Беженка, его соседка по улице, которая теперь, когда ей починили коляску, возила своих малышей Чики и Брики  по всему городу. - Я бы тоже с удовольствием поучилась чему-нибудь... Стряпать пироги, например...
    Вы, возможно, не знаете, что не все мамы могут вкусно готовить. Ну, ваша-то наверняка умеет! А вот матушку Беженке хотелось узнать, как это делают другие, потому что у нее очень часто на кухне случались неприятности: то молоко «убежит», то запеканка подгорит.
-    Скоро поставим стены, а там останется закончить только потолок да крышу, - пообещал Запонка. - Приходите - и учитесь на здоровье...
-    А кто же нас станет учить? - спросил один из строителей, и все вокруг растерянно посмотрели друг на друга. Действительно, никто не подумал пригласить в новую школу какого-нибудь знаменитого учителя. Да и самого обыкновенного в городе тоже не было.
-    Придумаем, - наконец ответил мастер. - Вначале давайте закончим одно дело.
    Вот он был какой - Запонка! Если решил, что сейчас важнее построить школу, а судить да рядить можно потом - значит, засучит рукава и начнет укладывать кирпичики. Один к другому!.. Один к другому!.. И поднимаются стены прямо на глазах.
    Когда начали сооружать крышу, принес мастер свой большой ящик с гвоздями. Ведь потолок и чердак, что находится под крышей, обычно делают из дерева. Тут и требуется много гвоздей.
    А как вы думаете, кто оказался в этот момент рядом со стройкой? Конечно, любопытные дети. Ведь они всегда крутятся там, где может обвалиться штукатурка или слететь с огромной высоты кирпич. Детей обычно это не пугает. Их больше страшат уколы доктора Тампонкина.
    Так вот, девочка Чечолка и ее друг Бумжик прогуливались недалеко от забора, которым была огорожена стройка. Им ужасно хотелось хоть одним глазком взглянуть, как ловко Запонка постукивает мастерком по только что уложенному кирпичику или вставляет рамы в оконные проемы. А если уж доведется увидеть, как он заколачивает гвозди в дверные петли, можно на другой день рассказать об это товарищам по улице и стать героями.
    И получилось так, что всех рабочих позвали на обед. Ящик с гвоздями Запонка с собой не взял, а оставил прямо у крыльца будущей школы.
    Бумжик и Чечолка глазам своим не верили. Они осторожно пробрались на стройплощадку и подошли к парадной двери здания, которая лежала пока прислоненная к стене. Вокруг не было видно ни души.
-    Гвозди-и! - зачарованно произнес Бумжик, любуясь целой грудой металлических «прутиков» с одним заостренным концом и другим  -  приплюснутым в виде шляпки. В ящике находились совершенно разные гвозди: от маленьких - с ноготок - до огромных - величиной побольше ладони.
-    Ага!  - ответила ему Чечолка. Она искала молоток, но, видимо, мастер унес его с собой в кармане.
-    Может быть, возьмем... один? - понизив голос, снова проговорил мальчик. - Смотри, какие они красивые!..
-    Это нехорошо, наверно. - Чечолке и самой хотелось подержать гвоздики в руках.
-    Так ведь всего один!
-    А вдруг дядя  Запонка заметит? - все еще сомневалась девочка.
-    Как же он заметит, когда в ящике столько других?
-    Но молотка нигде нет.
    Они хорошенько осмотрели все вокруг крыльца и действительно не нашли самого главного инструмента строителя.
-    Тогда попробуем заколотить его камнем, - предложил Бумжик. - В подвале… А?.. Там нам никто не увидит.
    Наконец, Чечолка согласилась. Они выбрали самый большой гвоздь и, подпрыгивая от радости, спустились по лесенке в подвал. Входная дверь не закрывалась на замок, потому что хранить в чуланах было пока нечего.
-    А где же его можно вбить? - разочарованно произнесла девочка, оглядываясь по сторонам. Стены здесь оказались сделанными из кирпича, и вокруг не было ни дощечки.
    Бумжик расстроился еще сильнее: мальчишкам всегда хочется показать себя настоящими героями. А тут такая неудача!
    Обойдя весь подвал, он не отыскал ни одной деревяшки.
-    Что же нам с ним делать? - спросила Чечолка. - Положим обратно в ящик?
    Но в тот самый момент ребята услышали голоса вернувшихся после обеда рабочих.
-    Нет, - замотал головой Бумжик. Он представил себе, как будет вытаскивать из кармана украденный гвоздь и под укоризненным взглядом строителей класть его на место... Мальчику сделалось страшно стыдно, и он снова замотал головой:
-    Нет... Давай лучше спрячем.
    Чечолка подумала немного и согласилась.
-    А куда?
    Они во второй раз осмотрели все чуланы и в одном месте нашли зарешеченной отверстие, по которому влажный теплый воздух должен подниматься наверх - для проветривания подвала.
-    Вот сюда!
    Бумжик сунул гвоздь сквозь решетку, и только шляпка осталась торчать снаружи. Но в полутьме заметить ее было трудно, потому что решетка тоже имела серый цвет.
-    Когда начнем ходить в школу - заберем,  - сказал мальчик, и Чечолка кивнула.
    Они двинулись к выходу из подвала и, улучшив момент, незаметно выбрались наверх. Ящик с гвоздями уже исчез. Мастер Запонка забрался на стропила  под крышей и оттуда доносились гулкие удары его молотка.
-    Эй, пострелята, уходите-ка отсюда! - услышали дети голос рабочего.  - Кто вас пустил?.. Здесь очень опасно!
    Они вышли со стройплощадки грустные и уже не слышали, как сердился на себя самого Запонка. Ему не хватило всего одного гвоздя, чтобы надежно укрепить крышу. Вчера он подсчитал нужное количество, за ночь наделал их - и вот - поди ж ты! Видно, ошибся при счете...
    А что, без одного нельзя, спросите вы? Знаете, что в таком случае ответил бы мастер? Крышу можно соорудить и вовсе без гвоздей, но если подует ветер, ее разметет, как хворост. Один гвоздь - невелика важность, только при урагане даже такая мелочь будет иметь значение.


                                 ГЛАВА  7

                      о том, как Мыльный Пузырь

                 повстречался с мастером Запонкой



    В один из вечеров вышел мастер Запонка на крыльцо дома подышать свежим воздухом. Солнце только-только село за горизонт, и с другого края неба поднималась большущая луна в окружении мерцающих звезд.
    Поднял Запонка лицо, полюбовался надвигающейся ночью и вдруг подумал:
    «А откуда, интересно, берутся звезды? Ведь их так много, и каждый вечер они разные: то ярче сделаются, то цвет изменят…Кто же их выпускает на удивление всему миру, а потом снова собирает в мешок?  Слышал я, будто это осколки Солнца. Пройдет оно от края до края неба свой путь, ударится о горизонт - и разбивается на мелкие кусочки. Самый большой называется Луной…»
    Мастер так увлекся, что не заметил, как начал думать вслух. Он сидел на крыльце своего домика и говорил вполголоса, но оказалось, кто-то все равно подслушал его. Из темноты донеслось насмешливое:
-    Это враки и небывальщина. Те, кто вам такое сказал, ничего не смыслят не только в астрономии и астрологии, но даже в геометрии и географии.
    Запонка вздрогнул. Он всмотрелся в наступающий мрак, но никого не увидел. Тогда, подумав немного над ответом невидимки, решил, что должен обидеться, если не получит объяснение.
-    Я слышал это от кукол, которых уважают все соседи. И им нет никакой нужды придумывать небылицы, - проговорил мастер.
-    Что же, значит, их просто неправильно научили, - важно согласился голос. - Я давно летаю по свету и с каждым днем убеждаюсь, как мало вокруг настоящего знания.
-    Это правда, - вздохнул тогда Запонка. - Когда-то давно волшебник Докус показал некоторым куклам, как надо читать и  писать, но до сих пор это умеют делать не все. Да и школу мы открыли только сегодня.
-    Вот-вот, - обрадовался невидимый гость. - Я так и думал... Истинное знание всегда видно издалека... Мой учитель - Мудрейший Кучеряга - говорил порою: «Если хотите, чтобы вас не только слушали, но и услышали - говорите правду!»
    Вы спросите, как же так получилось, что Мыльный Пузырь (а ведь именно он вел беседу с мастером на крыльце кукольного домика), пусть даже слетевший с рук волшебника и родившийся после открытия замечательного заклинания, сумел убедить Зайчиху, что она плохая воспитательница? А еще спастись от Паука и обмануть его? Даже мастеру Запонке показаться очень умным собеседником!
    Я объясню. Дело в том, что одним и тем же куском мыла волшебник Докус пользовался целый месяц и даже дольше. Все это время он, вечерами выходя во двор, спорил с ученым вороном о своих колдовских премудростях, а иной раз и сам с собой разговаривал -  водится такая привычка за некоторыми рассеянными людьми.
    Обмылочек все слышал и запоминал, не зная еще, пригодится ему это или нет.
    Скажу вам по секрету, работа волшебника требует очень больших знаний. Потому и в астрономии с астрологией, и в геометрии с географией и еще в десятке других наук Докус разбирался очень хорошо.
    Конечно, не мог Мыльный Пузырь за какой-то месяц выучить столько же. Просто он понабрался умных слов, иногда мог и сказать их с толком и к месту. Но если заставить его объяснить, что он такое говорит, Пузырь ни за что не сумел бы.
    Но ведь Запонка-то об это не догадывался!
    Он сидел, изумленный речами гостя, и только изредка поддакивал ему.
-    За тридевять земель отсюда стоит огромный волшебный замок. Там живет ужасный Дракон. Но охраняет он не простые сокровища, которых в замке видимо-невидимо, а небольшой сундук...
-    Осо-обенный? - спросил зачарованный мастер.
-    Еще какой! - отозвался голос. - Лежат в нем три книги. Всякий может почитать их. Но, коли не успеешь за одну ночь  - тут Дракон и съест тебя на месте...
-    А как же он узнает, прочел я или нет? - удивился Запонка, и с горечью подумал, что уж он-то наверняка не одолеет сразу три книги: ведь за всю жизнь он не сумел выкроить время даже для одной.
-    Дракон задает сложные загадки. Прочитавший книги становится мудрейшим из мудрых, ученейшим из ученых, для него ответить на вопросы - пара пустяков. К тому же, - голос невидимки сделался насмешливым, - глупцы и бестолковые люди обычно много говорят и ничего не смыслят в науках...
    Запонка прикусил язык. Чего доброго, еще подумает гость, что мастер - самый бестолковый и глупый в городе... Лучше уж не болтать лишнего...
-    Если бы у меня было время, - продолжал Мыльный Пузырь из темноты, - я рассказал бы тебе о том, откуда берутся звезды, и кто рассыпает их по небу. Это очень интересно, хотя даже Великий Кучеряга не знает все до конца. А ведь он самый первый из тех, кто залез в сундук и сумел прочитать три книги!.. Да, о чем я говорил?
-    О... звездах, - еще сильнее растерялся Запонка.
-    Ага!.. Так ты, наверно, никогда не пробовал их сосчитать?
-    Н-нет...
-    А созвездия? Слышал ли ты о созвездиях?
    Мастер только вздохнул: ничегошеньки-то он не слышал.
    А сколько всего ему хотелось бы узнать!
    Например, если Земля плоская, то на чем она лежит? Вот тарелку можно поставить на стол или спустить на пол... А Землю?
    Почему птицы летают, а куклы, как ни стараются изо всех сил махать руками, не могут даже на вершок от дороги оторваться?
    И еще: откуда берется время? Если оно идет, значит, у него есть ноги и можно ждать, что завтра или через неделю оно появится и в Кукольном городке?
    Да и это не все!.. Но высказать разом так много вопросов значило показать себя слишком необразованным. А Запонке было стыдно.
-    Может быть, вы... э-э... выйдете, и мы... гм... познакомимся, - наконец проговорил он, запинаясь.
-    А я уже перед вами! - ответил голос.
-    П-простите... но я никого не вижу...
-    Дело в том, что я... как бы это сказать... черного цвета. Поэтому меня незаметно в темноте. У вас есть фонарь над крыльцом?
-    Конечно! Я сейчас его зажгу! - И мастер торопливо засветил свой большой дворовый фонарь. Только тогда он увидел Мыльного Пузыря.
    Наверно, вы думаете, что Запонка сильно удивился, узнав, что столько времени разговаривал с темным шаром, на котором глаза-то различить можно лишь с трудом, не то, что рот и щеки? Нет, совсем не удивился. Ведь в стране, где он жил, иной раз умел говорить и фонарный столб. Правда, не все столбы оказывались такими, иначе от их трескучей болтовни невозможно было бы выйти на улицу. И к счастью, в нашу историю они не попадут...
-    Очень приятно. - Запонка хотел  пожать новому знакомому руку, но тот испуганно отлетел на три шага:
-    Нет-нет!.. Я не люблю этого...
    Наверно, вы сами уже догадались, почему. Просто Мыльный Пузырь боялся лопнуть.
    Они еще немного побеседовали, потом мастер пригласил гостя в дом на ночлег, но тот отказался:
-    Я нашел себе прекрасное местечко...
    И они распрощались, уговорившись встретиться на другой день.
    Запонка лег в постель, но до самой глубокой ночи виделись ему удивительные страны, огромные дворцы с волшебными сундуками и ужасные Драконы, сидящие на страже.
    А Пузырь устроился на чердаке новой школы. Там было тепло и не дул ветер  - лучшего и не придумаешь.




                                    ГЛАВА  8
 
                                    в которой Спаржик узнает

                                            удивительные вещи


    Спаржик совсем выбился из сил. Только вставало солнце, он торопился к друзьям, знакомым и ухаживал за их садами. Сделает все побыстрее - и назад. Даже обедать иной раз забывал, так его раззадорило!
     Вы, конечно, помните, что случилось. Он нашел среди старых вещей непонятную книжку, которую не сумел прочитать даже доктор Тампонкин.
    Тампонкина Спаржик очень уважал: ведь тот знал целых два языка! Одним пользовался в разговоре, а другим - когда выписывал своим больным рецепты.
    И если уж не разобрал доктор ни слова - значит, мудреной оказалась книга.
-    Кто вас только выдумал! - глядя сквозь купленные толстые очки на буковки, говорил садовник. - Никак не прочитать!.. Может, вы какие-нибудь неправильные?
    Вначале он обрадовался такой мысли! Ведь если слова в книжке неправильные, то и понять их невозможно. Но посмотрел на удивительные чертежи, которых много было на каждой странице - и снова задумался. Нет, не станут умные люди трудиться над тем, что потом окажется бесполезным. Видно, не хватает просто знаний бедному Спарнику. Эх, если бы научиться читать!..
-    Узнал бы я тогда, какие плоды растут на краю земли. Говорят, огромные, что твой дом!.. Да-а, - протянул садовник мечтательно. - А мои груши, наверно, не хуже... Хоть и не так велики, зато сладкие, как сахар... И сочные!
    Он почесал затылок, повертел в руках книжку и продолжал думать:
-    Вот бы съездить туда да привезти несколько диковинных деревьев. Пусть маленьких, но чтобы росли на них не простые яблоки или вишни, а... - Спаржик даже слова не нашел, так ему хотелось необыкновенного.
-    Я бы вначале разобрался, в чем дело. Если груши меньше, чем дом, значит, с деревом что-то случилось. Может быть, оно заболело, и его надо лечить. А может, просто капризничает...
    Спаржик сидел на садовой веранде, у которой была не достроена крыша, с заветной книжкой в руках и думал, что находится в саду один. Каково же было его удивление, когда после прозвучавших слов из-за густой кроны вишневого дерева появился круглый и темный шар со строго нахмуренными бровями. Мыльный Пузырь подбоченился и добавил:
-    В таком случае их нужно строго наказать...
-    К-как? - шепотом спросил садовник. Он растерялся от неожиданности. Кроме того, гость произвел на него большое впечатление - даже спрашивать, кто он такой, Спаржик сразу побоялся.
-    Не отпускать на прогулку по воскресеньям.
-    Так они... - Закончить фразу хозяин не успел: голова у него закружилась, и он все-таки потерял сознание, упав в крапиву. Правда, через секунду очнулся и договорил: - … не могут гулять!
-    Деревья, которые растут в моем саду, могут! - отозвался Пузырь, подлетевший теперь ближе к садовнику. - Когда я разрешаю... Но чаще им приходится просто стоять на одном месте и молча расти. В огороде посажено столько всего, что не успеешь с каждым листиком словом перемолвиться - уже наступает вечер. Поэтому я стараюсь с ними много не болтать...
-    Чудеса-а! - пропел Спаржик, подпрыгнув от радости. Ему сразу захотелось расспросить незнакомца еще: похоже, что тот видел много по-настоящему необыкновенного.
-    Ничего особенного, - отозвался Мыльный Пузырь. - У нас есть кое-что поинтереснее.
-    Что? - У садовника разгорелись глаза: наконец-то он услышит то, о чем мечтал всю жизнь.
-    Лающие скамейки, например...
-    Эх!
-    Дома, насвистывающие песенки...
-    Ух!
-    Самоходные горы и железные реки...
-    И-их!..
-    А еще: летающие стулья, каменные одеяла, черные звезды, говорящие рыбы, слоны величиной с блоху...
-    Где же находится ваш город? - восхищенно спросил Спаржик.
-    На краю света.
-    А можно ли туда добраться?.. Страсть как хочется посмотреть на все диковины. Хоть одним глазком!..
-    Если одолеешь по пути двадцать морей, девятнадцать гор, восемнадцать рек, семнадцать ущелий, шестнадцать лесов дремучих, пятнадцать болот шипучих, четырнадцать канав широких, тринадцать луж глубоких... и еще много других опасностей - тогда и доберешься до самого широкого, глубокого, страшного и шипучего океана. Переплыви через него - там и будет край света.
-    Ой, как далеко! - огорчился садовник. - Мне за целую жизнь не добраться!
-    Не огорчайся. Я уже побывал там и могу рассказать, если тебе очень захочется послушать...
-    Захочется! Мне захочется! - торопливо закивал головой Спаржик и даже подскочил от радости. Еще бы! Не каждому доводится повстречать странника, повидавшего весь мир!
    И вдруг садовник подпрыгнул еще раз - на этот раз от неожиданности. Дело в том, что в голову ему пришла изумительная мысль. А что, если такой умный гость знает разные языки и сможет прочесть его загадочную книжку?


                       




Произведение целиком в форматах .doc и .fb2 вы можете прочитать, скачав файл архива по ссылке, находящейся вверху страницы.






 
Категория: Сказочные повести для детей 5-13 лет | Добавил: serg-foxic
Просмотров: 655 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


         Рассылка 'Авторские стихи и сказки для детей' Яндекс цитирования
                                 ВНИМАНИЕ!
 Cодержимое сайта постоянно обновляется. Если хотите быть в курсе новостей, подпишитесь на рассылку в блоке "Subscribe.Ru".